Адриан ван Остаде.
«Деревенские музыканты».
1672.
Деревня. Происхождение этого слова восходит непосредственно к слову дерево. Первоначальное значение существительного дерево – то, что выдирается или обдирается, подвергается указанным действиям. Деревня – место, расчищенное от деревьев, «выдранное» от растений.
Т. М. Андрианова. «Слово о словах». «Начальная школа» №5 1991 год.
* * *
Александр Григорьевич Стройло.
«Деревня Посадниково».
2001.
Посёлки, возникавшие на нови, на поднятом впервые земельном участке, носили название починок; починок обыкновенно состоял из одного крестьянского двора. С течением времени починок обживался и разрастался, рядом с первоначальным двором возникали один или два других; тогда он становился деревней. Деревня превращалась в пустошь, если в ней не оставалось жилых дворов, и пашня забрасывалась или поддерживалась только часть её наездом из ближней деревни.
В. Ключевский. «Русская история». Москва. «Эксмо». 2000 год.
* * *
Александр Максович Шилов.
«Лето в деревне».
1980.
Александр Николаевич Иванов.
«Деревня Крылово (Белогуль)».
2006.
Зима. Что делать нам в деревне? Я встречаю Александр Сергеевич Пушкин. * * * |
Александр Яковлевич Головин.
«Деревня на берегу моря». Эскиз декорации к комедии Ж. Б. Мольера «Дон Жуан».
1910.
Алексей Кондратьевич Саврасов.
«Лунная ночь в деревне (Зимняя ночь)».
1869.
Деревенский мальчишка Сики. * * * |
Алексей Кондратьевич Саврасов.
«Осень. Деревушка у ручья».
1870-е.
Деревня, поселение, жители которого занимаются преимущественно сельским хозяйством. Исторически деревня являлась первичной формой поселения людей. С развитием общественного разделения труда и товарного производства начинается процесс образования городов и вместе с тем возникновение противоположности между ними и деревней. При капитализме город окончательно подчиняет деревню. Внутри деревни происходит процесс классовой дифференциации (расслоения) крестьянства; из его среды выделяется деревенская буржуазия (кулачество), пролетарские и полупролетарские массы (батрачество, беднота), а число середняков сокращается. Эксплуатация и подчинение деревни городу приводит к резкому отставанию сельского хозяйства от промышленности и обрекает деревню на крайнюю культурную отсталость, в особенности в колониальных и зависимых странах. Только с ликвидацией капиталистического строя и победой социализма коренным образом изменяется социальный облик деревни и взаимоотношения между нею и городом. В СССР с победой колхозного строя ликвидировано кулачество. Во всех социалистических странах крестьянство от единоличного труда переходит к коллективному труду. Кооперирование сельскохозяйственного производства обеспечивает неуклонное повышение материального и культурного уровня крестьянства. При социализме исчезает противоположность интересов между городом и деревней. Сохраняющиеся существенные различия между городом и деревней исчезнут на высшей фазе коммунизма.
Энциклопедический словарь. Государственное научное издательство «Советская энциклопедия». 1963 год.
* * *
Алекскй Кондратьевич Саврасов.
«Деревня зимой».
1880-1890-е.
Дома и постройки стояли так густо, так близко друг от дружки, что порой между ними было невозможно проехать на двуколой телеге. Ездили только по улице и скотским прогоном. Объяснять такую близость экономией земли нелепо, так как северные просторы были необъятны.
Миряне строились вплотную, движимые чувством сближения, стремлением быть заодно со всеми. В случае пожара на огонь бросались всем миром, убогим, сиротам и вдовам помогали всем миром, подати платили всем миром, ходоков и солдат тоже снаряжали сообща.
Все то, что говорилось о волости, присуще и деревне, только в более узком виде. Каждая деревня имела свой праздник, зимний и летний, богатые деревни обязательно строили свои часовни.
Любое горе и любая радость в деревне были на виду. Мир знал все обо всех, как ни старались щепетильные люди не выносить сор из избы. Другие, более бесшабашные, махнув рукой или в простоте душевной, на общественный суд выкладывали даже излишние подробности. Но суд этот всегда был разборчив: одно принимал он всерьез, другое не очень, а третьего не замечал вовсе.
Для человека ничего не было страшней одиночества. Даже злой, от природы необщительный мирянин вынужден был (хотя бы и формально) блюсти обычай общения, гоститься с родными, разговаривать с соседями, раскланиваться со всеми православными. Подобный формализм в общении бы всегда очень заметен, особенно чувствовали его дети и животные. Нищие тоже почти всегда безошибочно определяли меру искренности подающего милостыню.
Если злые и нелюдимые делали (по нужде!) добрые дела, то что же говорить о людях от природы добрых, человеколюбивых и незлобивых. Деревня каждому воздавала по его истинному облику. Безбожник был безбожником, пьяница пьяницей. Ни за какие заслуги здесь не спрячешься. Человека, находящегося в чести у мира, знали и чтили не только в своей деревне, но и далеко за пределами волости. Чаще всего это были люди трудолюбивые, добрые, иногда богатые, но чаще не очень.
В деревне до мелочей была отработана взаимовыручка. Брать взаймы деньги считалось не очень-то приличным, но все остальное люди охотно давали и брали в долг. Мужики заимствовали друг у друга кожи, веревки, деготь, скалье, зерно. Давали на время полевой инвентарь и лошадь с упряжью. Женщины то и дело занимали предметы утвари, молочные продукты. Когда своя корова еще не доит, было принято брать молоко в долг, у близких родственников - в дар. Занимали даже самоварные угли или хлебную закваску, если вдруг дома не оказывалось. Выручали друг друга в большом и малом. Закатить бревно за угол, покачать зыбку с ребенком или прихватить что-то по пути для соседа ничего не стоило. Но как приятно становилось и тебе и соседу!
При всем этом существовал незримый порог, своеобразный предел заимствования. Свататься ехать все-таки лучше в своих санях, а через день бегать за безменом к соседке тоже не очень сподручно ...
Все общественные вопросы - строительство дорог, изгородей, колодцев, мостов -решались на сходах. По решению общественного схода устанавливалось и ночное дежурство (патрулирование)…
Родная деревня была родной безо всяких преувеличений. Даже самый злобный отступник или забулдыжник, волей судьбы угодивший куда-нибудь за тридевять земель, стремился домой. Он знал, что в своей деревне найдет и сочувствие, и понимание, и прощение, ежели нагрешил ... А что может быть благодатнее для проснувшейся совести? Оторвать человека от родины означало разрушить не только экономическую, но и нравственную основу его жизни* (* Г. Аксенов (из Москвы) по этому поводу замечает: «Слов нет, были и лентяи, были и рвачи, стремившиеся к наживе. Но и те и другие оказывались жалеемыми остальными, как несчастные люди»).
Василий Белов. «Лад». Москва, «Молодая гвардия». 1982 год.
* * *
Архип Иванович Куинджи.
«Забытая деревня».
1874.
– Это и есть село Богомилово? – спросил Фандорин, глядя на жалкую кучку построек: четыре маленьких избы, одна большая, да бревенчатая церквушка.
– Их два, Богомилова, – объяснил Ульян. – Тут село. Потому где церква, там и село. Старики главные здесь проживают, четверо. А ещё есть другое Богомилово, за тем ельником, отседа полторы версты. Оно больше, но там церквы нет, потому прозывается «деревня».
Борис Акунин. «Перед концом света».
* * *
Б. В. Щербаков.
«Тригорское. Деревня Воронич».
1936.
Борис Дмитриевич Григорьев.
«Деревня». Из цикла «Расея».
1918.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
Алехин начал издалека: поинтересовался, какие вески* и хутора входят в сельсовет, как убираются хлеба, много ли мужиков, как с тяглом, и задал еще несколько вопросов общего характера. (*Вески — деревни (белорус.).)
Владимир Богомолов. «Момент истины (В августе сорок четвёртого)».
* * *
Василий Васильевич Верещагин.
«Улица в деревне Ходжагенте».
1868.
Василий Владимирович Сухов.
«Осень в деревне Власково».
1989.
Известно, что лучший солдат получается из деревенского парня или парня из маленького городка (та же деревня), потому что много ума солдату не нужно. В армии функции исполняющего и думающего разделены (специализированы, как мы говорим). Солдат - примитивная машина, работающая на простых дуальных черно-белых программах «свой-чужой», «черное-белое», «патриот - хорошо, трус — плохо». Не зря прошедшие даже современную механизированную армию городские ребята справедливо отмечают, что армия отупляет. В армейской, как и в деревенской среде нет полутонов и многоцветья, присущего огромному мегаполису.
Солдата рождает Деревня, полководца — Город. Вообще человек, работающий головой - ученый, политик, драматург, - это, как правило, горожанин. Горожанин менее склонен к героизму, потому что сложнее устроен и больше себя ценит. Его программы не так примитивны, не столь дихотомичны.
Более умный всегда найдет способ жить за счет глупого. Поэтому во все века Город эксплуатировал Деревню… Слово «эксплуатировал» я употребляю без всяких отрицательных эмоциональных коннотаций. Я просто констатирую, что деревенские люди всегда жили и живут хуже городских. И тысячи лет тому назад, и сейчас. Во всем мире. При всех системах. Это закон.
Александр Никонов. «Судьба цивилизатора».
* * *
Василий Иванович Суриков.
«Деревенская божница».
1880-е.
И все-таки, несмотря на многие общие психологические качества, свойственные сельским жителям и вызванные условиями крестьянской жизни, именно Деревня является носителем так называемой национальной культуры, то есть той внешней шелухи в виде обычаев, этнических одежд, причесок, национальной кухни, верований, которая так дорога традиционалистам и мультикультуралистам… География и климат накладывают неизгладимый отпечаток на народный характер, на культуру, религию. Поэтому жители Деревень, расположенных в разных географических и климатических зонах земного шара, имеют разные культуры (разные «этники», как я это называю). А вот жители крупных городов культурно более нивелированы. Разница между парижанином и москвичом меньше, чем между москвичом и жителем деревни Гадюкино. Потому что горожане не зависят ни от географии, ни от климата. Они живут в стандартной среде: высотные дома, электричество, водопровод, трамвай, столбы… Им без разницы, зима сейчас или лето, будет урожай или нет — это не их проблемы, это проблемы коммунальщиков и сырьевиков, которые где-то далеко добывают горожанам нефть и еду. Город стряхивает Деревенскую культурную шелуху, как коросту. Он задает людям другой жизненный темпоритм. Но для этого требуется смена поколений: человек, выросший в деревне, так деревенским и останется, даже если переедет в столицу. А если вы заселите целый город крестьянами из кишлака, они превратят его в грязную деревню, как это произошло с некоторыми городскими районами в постсоветской средней Азии после того, как оттуда уехали белые люди. Город, как желудок, может переваривать Деревню. Но постепенно. Порционно. Впрыскивать нужно дозировано. Иначе — отравление…
Почему китайские вещи стали синонимом отвратительного качества? Да потому что у вчерашнего китайского крестьянина, работающего на фабрике, нет культуры. Точнее, нет у него технологической культуры, то есть любви к точности. Как сказал один старый городской мастер ЗИЛа о деревенских лимитчиках: «Нет в них любви к миллиметру».
Любовь к точности — вот чем отличается Городская культура от Деревенской. В деревенской жизни точность не нужна. Бросил зерно левее или правее — без разницы… Допуск при строительстве хаты — сантиметры. Не влазит — подрубим. Торчит бревно на пядь дальше остальных — не беда. Отсюда общая неаккуратность деревенского быта. Иное дело город. Там речь идет уже не о миллиметрах — о микронах, о сверхчистом производстве. Китай только проходит этап урбанизации, то есть культурной нивелировки — сейчас там только начался фазовый переход от китайского крестьянина к универсальному горожанину, для которого любой город Земли — привычная среда обитания. Поэтому у китайских джипов и выпадает из посадочного гнезда пульт управления электростеклоподъемниками.
Александр Никонов. «Судьба цивилизатора».
* * *
Василий Михайлович Звонцов.
«Вид на деревню Зимари».
1983.
Винсент Ван Гог.
«Деревня на закате солнца».
Государственный музей, Амстердам.
Генрих Семирадский.
«Римская деревня. За водой».
Конец 1880-х.
Гюстав Курбе.
«Влюбленные в деревне».
1844.
Елена Андреевна Кошевая.
«Зима в деревне».
2001.
Елизавета Меркурьевна Бём (Эндаурова).
«Купим себе деревеньку, да заживём помаленьку».
Иван Иванович Шишкин.
«Речка Лиговка в деревне Константиновка близ Петербурга».
1869.
Иван Иванович Шишкин.
«Деревенский двор».
Конец 1860-х.
Иван Иванович Шишкин.
«Деревня».
1874.
Ночлег в деревне Душный воздух, дым лучины, Иван Никитин. * * * |
Гравёр - Шелте Адамс Болсверт.
Живописный оригинал - Питер Пауль Рубенс.
«Пейзаж с деревней».
Около 1638.
Жюль Дюпре.
«Деревенский пейзаж».
Между 1840-1844.
Эрмитаж, Санкт-Петербург.
Карель Брейдель.
«Нападение на деревню».
Эрмитаж, Санкт-Петербург.
Франсуа Буше.
«Деревенский мостик».
Около 1756.
Частное собрание.
СМОТРИТЕ ТАКЖЕ: