«Варение соли».
Миниатюра из рукописи «Житие Зосимы и Савватия».
Когда Русинов заметил, что Авега употребляет соль лишь в пасмурные дни, причем ритуально, его впервые осенило, что "солнце" и "соль" - однокоренные слова и означают одно и то же! Пресно, если день без солнца и пища без соли. В ненастные дни Авега как бы восполнял солью недостаток солнца и тем самым ставил рядом две эти простые и привычные вещи. А было ли еще что-то в мире важнее их?! Соль в мироощущении Авеги была земным воплощением солнца. Пусто и мрачно небо без солнца, а земля без соли. И не потому ли у нас сохранился атавизм прошлого отношения к этим предметам- поверье, что рассыпанная соль ведет к ссоре и несчастью?
Сергей Алексеев. «Сокровища Валькирии. 1-Стоящий у Солнца».
* * *
Елизавета Меркурьевна Бём (Эндаурова).
«Хлеба-соли откушать, нашу речь послушать».
Русинов пошел на кухню, положил на поднос хлеб и, когда поставил сверху солонку, неожиданно понял символ этого древнего славянского подношения: хлеб означал землю, соль - солнце. Землю и солнце выносили дорогим гостям! Сколько же тысячелетий было этому обычаю?! Сочетание земли и солнца - АРА, и народы, почитавшие их, назывались ариями... Вот почему пахать ниву - значит АРАТЬ. Так первоначально звучало это слово еще недавно, в литературе четырнадцатого века. Арать - добывать хлеб и соль, землю и солнце. Вот почему так неистребим этот обычай, хотя изначальный символ его давно забыт.
Сергей Алексеев. «Сокровища Валькирии. 1-Стоящий у Солнца».
* * *
Елизавета Меркурьевна Бём (Эндаурова).
«За хлеб, за соль, за щи с квасом, за лапшу, за кашу, да за сказку вашу благодарю!»
Эрнст Лисснер.
«Соляной бунт».
Иван Константинович Айвазовский.
«Сиваш, Крым. Караван с солью».
XIX век.
Собрание Хенрика Энгельмана, Роттердам.
«Освобожденные крестьяне подносят хлеб-соль Александру II».
1861.
Школьная энциклопедия. История России 18-19 вв. Москва, «ОЛМА-ПРЕСС Образование». 2003 год.
Уолтер Лэнгли.
«Старая морская соль».
Частная коллекция.
Н. Гаев.
«Хлеб-соль».
Из серии «Целина».
СМОТРИТЕ ТАКЖЕ: