Карл Иванович Рабус.
«Разборка старого Кремлевского дворца».
1837.
ДВОРЕЦ (от «княжий двор» - жилище князя), монументальное парадное здание. Первоначально – резиденция властителя или представителей высших слоёв общества; со средних веков – также важнейшие здания органов государственной власти, а с 19 века – особо значительные сооружения различного общественного назначения. Для дворцовой архитектуры разных эпох характерно участие выдающихся зодчих, живописцев, мастеров декоративного искусства. Уже в ранних цивилизациях – государств Древнего Востока и восточной части Средиземноморья – строительство дворцов было во многом связано с задачами представительности и с государственной идеологией. Во дворцах древнеегипетских фараонов (например, Рамсеса III в Мединет-Абу, 12 в. до н. э.) превалировали помещения для приёмов и церемоний; дворцы крито-микенской эпохи (Кносский дворец на острове Крит, 20-15 вв. до н. э.) представляли собой сложную архитектурно-пространственную композицию, включавшую множество дворов, парадных, жилых и хозяйственных помещений. От персидского дворца (в Персеполе, 6-4 вв. до н. э.) сохранились руины торжественных входов, широких лестниц, многоколонных залов.
Новая фаза в развитии архитектуры дворцов начинается с постройки дворца римского императора Августа (14 н. э.); за ним последовали дворцы других императоров, возводившиеся в Риме на Палатинском холме (отсюда латинское название дворца – palatium, лёгшее в основу соответствующих терминов во многих языках – итальянское palazzo, французское palais, испанское palacio, английское palace, немецкое Palast, русское палаты и др.). Римские дворцы отличались симметрией осн. Репрезентативных, роскошно отделанных помещений (дворец Флавиев, 1 в. н. э.), которые располагались вокруг одного или нескольких дворов, превращённых в сады с фонтанами, водоёмами и скульптурой; разнообразные в плане залы были перекрыты сводами и куполами, создававшими стройную систему соподчинённых внутренних пространств («Золотой дом» Нерона, 1 в. н. э.). величественные руины этих дворцов поражают размахом и монументальностью. По образцу римских дворцов строились резиденции императоров и их наместников в европейских, азиатских и африканских провинциях (дворец Диоклетиана в Сплите, около 300), а позднее также на территориях, входивших в Византийскую империю, где они видоизменялись соответственно местным условиям и художественным традициям [Большой дворец (4-6 вв.) и Буколеон (5-8 вв.) в Константинополе].
С развитием средневековых городов-республик в Европе (прежде всего в Италии) появились дворцы органов муниципального самоуправления и должностных лиц (Палаццо Публико в Сиене, Дворец дожей в Венеции, Палаццо Веккьо во Флоренции), также богатых и знатных горожан (Палаццо Медичи-Риккарди во Флоренции). На развитие дворцовой архитектуры Испании и Португалии оказали влияние мавританские дворцы 13-14 вв., отличавшиеся изощрённостью и богатством декора (Альгамбра в Гранаде, Алькасар в Севилье и др.). наряду с монархами и знатью дворцы строили также высшие иерархи Церкви (папские дворцы в Орвието, 13 в., и в Авиньоне, 14 в.; епископские резиденции, патриаршие и архиерейские палаты на Руси). В русских средневековых дворцовых комплексах 12-17 вв. ярко выражена живописность пространственной композиции, в которой органически сочетались различные по функциональному назначению части здания (хоромы, сени, терема, службы); среди них важное значение имели высотные объёмы церквей, колоколен и т. Д. (княжеский дворец в Боголюбове, Теремной дворец Московского Кремля, несохранившийся деревянный дворец в Коломенском).
В Европе в течение 15-16 вв. резиденции феодалов, которые в средние века были укреплёнными замками и крепостями, постепенно освобождаются от оборонительных функций и приобретают черты дворцов (перестройка Лувра в Париже). Монументальные дворцы 16-18 вв. с просторными внутренними дворами, с залами для приёмов, помещениями для библиотек, художественных собраний и т. Д. отличались парадной репрезентативностью (в Италии – Квиринальский дворец в Риме; в Испании – Эскориал, а также недостроенный дворец императора Карла V в Гранаде; во Франции – Фонтенбло; в Австрии – Бельведер в Вене; в России – Зимний дворец в Санкт-Петербурге и др.). Начиная с эпохи барокко и классицизма (до нач. 19 в.) получают развитие дворцово-парковые ансамбли, занимающие обширную территорию. Дворец чаще всего располагается на главной планировочной оси регулярного парка и доминирует над окружающим пространством [Во-ле-Виконт и Версаль во Франции; Бленейм и Букингемский дворец в Англии; Шёнбрунн в Австрии; Палаццо Реале в Казерте в Италии; Аранхуэс в Испании; Цвингер и Потсдам в Германии; императорские и великокняжеские дворцы в Ораниенбауме, г. Петродворец (Петергоф), Царском Селе (г. Пушкин), Гатчине, Павловске и Царицыне (Москва) в России и др.]. Дворец, как правило, имеет два фасада: обращённый к парадному двору (кур-д’онёр) и парковый. Характерной чертой дворцовых композиций стала анфилада парадных помещений. Дворцы монархов часто служили образцом для усадеб аристократии и дворянства в Англии, России и др. странах. Во многих случаях виллы, частные городские дома, особняки (итал. casa или ca’, франц. maison или hotel, англ. house или hall, нем. Haus) также приобретают черты дворцовой постройки и типологически могут быть отнесены к дворцу (Вилла Джулия в Риме, отель Субиз в Париже, Мезон-Лаффит близ Парижа, Ка-д’Оро в Венеции, Кенвуд-хаус в Лондоне, Хардуик-холл в Дербишире, Дом Пашкова в Москве и др.).
Сочетание репрезентативной архитектуры и природы характерно и для дворцового зодчества Востока. Императорский дворец в Пекине, императорские дворцы в Токио и Киото (Япония) представляют собой огромные комплексы жилых зданий, павильонов и храмов, расположенных среди садов, поднимавшихся террасами к центру осевой композиции.
С середины 19 века понятие дворца размывается: его часто применяют ко многим крупным, обычно роскошно отделанным общественным зданиям различного назначения (Хрустальный дворец в Лондоне; разнообразные дворцы спорта, съездов и конгрессов, культуры, бракосочетаний и т. п.).
Литература: Успенский А. И. Императорские дворцы. М., 1913. Т. 1-2; Swoboda K. M. Römische und romanische Paläste. 2. Fufl. W., 1924; Брунов Н. И. Дворцы Франции XVII и XVIII вв. [M.], 1938; Masson G. Italian villas and palaces. L., 1966; Cadogan G. Palaces of Minoan Crete. L., 1976; DalLago A. Villas and palaces of Europe. L., 1988; James T. B. The palaces of medieval Ehgland. L., 1990; Dumarçay J.Nhe palaces of South-East Asia: architecture and customs. Singapore, 1991.
«Большая Российская энциклопедия». Том 8. Москва, 2007 год.
* * *
«Большой Кремлёвский дворец». Архитектор К. Тон. 1838-1849 гг.
Из книги: «Школьная энциклопедия. История России 18-19 вв.». Москва, «ОЛМА-ПРЕСС Образование». 2003.
«Вид внутреннего двора Большого Кремлёвского дворца. Боковой фасад дворца и церковь Спаса-на-Бору».
Гравюра по рисунку А. Кадоля.
Первая половина XIX века.
В. Усачев.
«Головинский дворец».
1762.
Василий Дмитриевич Поленов.
«Теремной дворец. Наружный вид».
1877.
А. Зыков.
«Аудиенция в Чудовском дворце».
1988-1995.
Илья Ефимович Репин.
«Двор Петровского дворца».
1885.
Илья Ефимович Репин.
«Прием волостных старшин императором Александром III во дворе Петровского дворца в Москве».
1885.
Илья Ефимович Репин.
«Прием волостных старшин императором Александром III во дворе Петровского дворца в Москве».
1885-1886.
Василий Семёнович Садовников.
«Вид набережной и Мраморного дворца».
Василий Семёнович Садовников.
«Полицейский мост через Мойку на Невском проспекте».
Слева - дворец Строгановых, справа - дом Косиковского. Фрагмент панорамы Невского проспекта.
1830-е.
Анна Петровна Остроумова-Лебедева.
«Дворец Бирона и барки».
1916.
Степан Филиппович Галактионов.
«Дворец Марли в Нижнем саду Петергофа».
Гравюра с картины С. Щедрина.
Начало XIX века.
Василий Семёнович Садовников.
«Придворный выезд от главного подъезда Большого дворца в Петергофе».
1852.
Елена Доведова.
«Бал в Петергофском дворце».
Г. Шварц.
«Караул лейб-гвардии Семёновского полка в Павловском дворце».
1796-1800.
Н. Антон.
«Торжественный выезд Их Императорских величеств из Петровского дворца».
1829.
Карл Петрович Беггров.
«Михайловский дворец».
1832.
Луиджи Премацци.
«Дворец в Бахчисарае».
1861.
Никанор Чернецов.
«Пушкин в Бахчисарайском дворце».
1837.
Фонтану Бахчисарайского дворца Фонтан любви, фонтан живой! Александр Сергеевич Пушкин. * * * |
Жан Балтазар де Траверс.
«Гатчинский дворец со стороны парка».
Конец 1789 - начало 1790-х.
Г. С. Сергеев.
«Парад перед Гатчинским дворцом».
1798.
И. Я. Меттенляйтер.
«Вид на Гатчину со стороны дворца».
Конец XVIII века.
Луиджи Премацци.
«Малиновая гостиная императрицы Марии Фёдоровны в Гатчинском дворце».
1872.
Луиджи Премацци.
«Парадная спальня императрицы Марии Фёдоровны в Гатчинском дворце».
1873.
В. Д. Орловский.
«В Гатчинском парке близ дворца».
1881.
ГМЗ «Гатчина».
«Летний (ныне не существует) дворец в Петербурге в XVIII столетии».
Из книги: В. О. Ключевский. «Русская история». Москва, «Эксмо». 2005.
«Деревянный дворец царицы Елизаветы Петровны».
«Летний сад и дворец в Петровское время».
Ю. Васильев по рисунку М. И. Махаева.
«Перспектива построенного дворца напротив Аничковых ворот от восточной стороны с частью Санкт-Петербурга и Невского проспекта со стороны реки Фонтанки».
1753.
«Аничков дворец, усадьба И. И. Шувалова».
Третья четверть XVIII века.
Василий Семёнович Садовников.
«Вид Аничкова дворца».
1862.
СМОТРИТЕ ТАКЖЕ: