Алексей Кондратьевич Саврасов.
«Пейзаж с избушкой».
1866.
Изба:
1. Деревянный крестьянский дом.
Изба Игната стояла на выгоне. (Чехов. Нахлебники.)
2. Внутреннее помещение крестьянского дома; жилое помещение.
Антон припёр как можно плотнее дверь из крылечка в избу. (Григорович. Антон-Горемыка.)
3. Ист. Присутственное место, канцелярия.
Посольская изба. Съезжая изба.
Словарь русского языка. Москва. «Русский язык». 1981 год.
* * *
Алексей Кондратьевич Саврасов.
«Кутузовская изба в Филях».
1860-е.
Изба (от древнерусское истьба, праславянское *jъstъba, прагерманское *stuba, позднелатинское *extufa – тёплое помещение, баня; на юге России, в Украине и Белоруссии – хата), традиционное срубное жилище у народов Восточной Европы и Сибири. Срубная техника домостроительства известна в Восточной Европе по крайней мере с 1-го тысячелетия до н. э. (времени распространения топора). До 1-го тысячелетия н. э. в Восточной Европе преобладали землянки со срубными или каркасными стенами. В 1-м тысячелетии н. э. на северо-западе (в Новгородской и Псковских землях, верховьях Волги, Днепра и Западной Двины) появляются наземные срубные дома, ставшие к 12-13 векам господствующим типом жилища в лесной и к 14-15 векам – в лесостепной полосе; полуземлянки сохранились в основном только у беднейшего населения. В дальнейшем сохранилась тенденция поднимать постройку над землёй – чем дальше к северу, тем выше; наличие и высота подпола («подклета») стали одним из главных различительных признаков северного, центрального и южнорусского типов избы.
Большая Российская энциклопедия. Москва. Научное издательство «Большая Российская энциклопедия». 2008 год.
* * *
Алексей Кондратьевич Саврасов.
«Пейзаж с избушкой».
1860-е.
Для строительства использовались хвойные (в основном сосна, реже ель), на юге также лиственные породы деревьев. При постройке избы геометрический центр отмечали деревцем (елью или берёзой) с иконой.
Большая Российская энциклопедия. Москва. Научное издательство «Большая Российская энциклопедия». 2008 год.
* * *
Алексей Кондратьевич Саврасов.
«Весенний пейзаж с избой».
1890-е.
В избе Невесёлая картина: Стены мокрые от пота, Людям душу надрывает Рядом в грязной рубашонке Мир волшебный открывает В избу сноп внесла соломы Лишь отцу его не спится, С. Д. Дрожжин. * * * |
Василий Григорьевич Перов.
«Ночью в избе».
Эскиз для «Спящие дети».
Я вошел в несколько крестьянских изб. Самое ужасное в них был пол: он был какой-то сломанный по середине; дерево как-то не различишь от земли. Всё невообразимо сорно, загрязнено, тесно и душно. Огромные, почти над всей избой, полати представляют основу сна, а огромная в пол-избы печь представляет основу еды. Еда и сон и труд – это всё! Вдали, в перспективе – храм, крестный ход, праздник. Редкий наряд деревни, которая так и любит праздники: не за то, что они дают простор лени (народ – трудолюбив), а что они как бы являют единственный цветной кусочек материи, вшитой в сплошное рубище.
Василий Розанов. «Тёмный Лик».
* * *
Василий Иванович Суриков.
«Изба».
1873.
Что представляла собой русская изба, например? Низкое однокомнатное сооружение, крытое соломой. Про отсутствие потолка уже сказали. Пол зачастую был земляным. Входная дверь – редко выше метра, а иногда встречались двери и по полметра! Типичная русская изба до XIX века топилась по-черному. Окон в этом странном сооружении не было. Дым выходил в так называемые волоковые оконца размером в полбревна. О постельном белье и даже матрацах и перинах крестьяне долгое время вообще представления не имели, спали на дерюге и соломе. В одной «комнате» вповалку спали на лавках и полатях 8-10 человек. Здесь же находилась скотина – куры, свиньи, телята… Воображение зарубежных путешественников поражали свисающие с полатей головы, ноги, руки. «Мне ежеминутно казалось, что они свалятся на пол», – писал исследователь русского быта Кокс.
Крестьяне топили печь с утра. К трем-четырем часам дня она сильно нагревалась, и весь вечер стояла дикая жара. Порой среди ночи, спасаясь от невыносимой духоты, мужики выскакивали на мороз с грудью нараспашку потные и распаренные – охолонуть. Отсюда, кстати, многочисленные болезни, простуды со смертельным исходом. Зато под утро изба выстывала настолько, что у спящих примерзали бороды к полатям. А поскольку изба топилась no-черному, везде висела длинная черная бахрома из сажи.
А запах! В непроветриваемом помещении (берегли тепло) расцветали такие миазмы, что у неподготовленных людей кружилась голова. Помните, у Хармса Пушкин зажимает нос, когда мимо проходят русские мужики? «Это ишшо ничаво, барин…»
Александр Никонов. «История отмороженных в контексте глобального потепления».
* * *
Илья Ефимович Репин.
«В избе».
1878.
Илья Ефимович Репин.
«В избе».
1895.
Исаак Ильич Левитан.
«Пейзаж с избами».
1885.
Исаак Ильич Левитан.
«Избы, освещенные солнцем».
1889.
Исаак Ильич Левитан.
«Избушка на лугу».
1880-е.
Исаак Ильич Левитан.
«Солнечный день. У избы».
1898.
Исаак Ильич Левитан.
«Избы. После захода солнца».
1899.
Исаак Ильич Левитан.
«Избы».
1899.
Исаак Ильич Левитан.
«Избы».
1899.
Исаак Ильич Левитан.
«Пейзаж с избушкой».
1899.
Николай Константинович Рерих.
«Избушка в горах».
Эскиз декорации к драме Г. Ибсена «Пер Гюнт».
«Ополченец 1812 года в крестьянской избе».
Лубочная картина.
Ростислав Фелицын.
«На крыльце избы».
1855.
Серней Коровин.
«На маневрах. У избы».
1883.
Юлий Юльевич Клевер.
«Зимний пейзаж с избушкой».
СМОТРИТЕ ТАКЖЕ: